Юра Шуст: «Резонанс с другим человеком – это самое приятное, что есть в искусстве».

1 portret

Юра Шуст (род. 1983 год, Молодечно, БССР) – художник, основная форма произведений – инсталляция, графика, видео. Выпускник Европейского гуманитарного университета, Королевской академии искусств и Высшего института искусства в Генте. В своих работах акцентирует визуальные коды и маркеры современности, исследуя дух времени и возможные сценарии развития в будущем.

Когда произошло осознание, что ты – художник?

Осознание началось с музыки. В лет 16 я создал музыкальную группу, в основном из друзей, чуть позже к нам примкнул Bazil. В то время я уже учился в художественной школе, да и мои родители были связаны с искусством. Всё произошло очень органично. Именно через музыку пришло осознание потребности в создании вербальных пространств, которые позже материализовались.

Как называлась ваша музыкальная группа и какова ее роль в твоем творчестве?

Группа называлась «Усплеск». Мы достаточно активно выступали, поездили по Беларуси. В 2006 году я уехал в Вильнюс учиться в ЕГУ куда скоро подтянулись и мои друзья.

Уже там в Вильнюсе группа трансформировалась в концептуальный проект IOD. Там мы организовали что-то наподобие коммуны. Нас было 7 человек, мы жили в своем сообществе, в своем мире, в принципе, осуществилось то, о чем мы мечтали будучи подростками. Мир, в котором мы реализуем собственные идеи и формируем микроклимат, который позволяет создавать альтернативную реальность.

Что касается формирования визуального языка, то еще во время работы над нашим третьим альбомом Planetar (который, к сожалению так и не вышел) был задан вектор достаточно стройной концепции, которая объединяла слово, звук, графику, фото, видео и перформанс в единое тело. Этот язык я до сих пор развиваю. Сколько себя помню, я всегда стремился к компиляции рецепторов.

planetar

Усплеск, Planetar, 2010. Прототип обложки альбома

Именно в ЕГУ ты начал работать с искусством?

Сразу после окончания университета, мы с Ильей Довнаром получили заказ от центра современного искусства в Вильнюсе на разработку визуальной идентификации выставки белорусских художников «Opening the Door?». В ходе работы я начал привносить концептуальные решения в виде графических иллюстраций. В результате, со мной связалась Лена Пренц и предложила поработать как художнику. Так я попал в профессиональное поле современного искусства.

IMG_8739 book

Двери открываются? 2010, каталог выставки

Как у тебя происходит вычленение концептуальной основы для проекта?

Интуитивно.

Интуиция для тебя это что?

Это мой жизненный опыт. Интуиция формируется из того, что я смотрю, читаю, слушаю, чем заполняю пустоту. Это такой опыт, который, в какой-то момент, становится навыком. Для меня важно какую информацию я потребляю в повседневной жизни, что ем, с кем общаюсь.  Это то, что называют machine learning сегодня. Не могу сказать, что до конца контролирую этот процесс, но входящий информационный поток пытаюсь фильтровать. Есть imprints, которые с тобой с раннего возраста, но есть и вещи, которыми ты наполняешь свою жизнь и формируешь свою реальность уже в осознанном возрасте. Они обусловливают твой выбор и они же позволяют тебе структурировать любой материал, отражать происходящие процессы.

noosphere

Ноосфера2016-2017, видео, Ultra HD, 7:17 min. (loop)

Зачем это делать?

Чтобы запечатлеть дух времени, его культурные коды, не те, что лежат под ногами, а те, которые активно проявят себя в ближайшем будущем. Это меня увлекает. Это то, как мы формируем будущее. Будущего не существует пока мы его не создаем, это такая петля и, в то же время, это все очень на ощупь.

Liminality_1

Liminality_2

Лиминальность,2012-2014, хромогенная фотопечать  / Пластификация
26,6 x 40 cm (3x)

Необходимо отметить разнообразие материалов с которыми ты работаешь…

Да, мне нравится работать с разными измерениями, я не боюсь пробовать новые формы. Не думаю, что это каким-то образом воздействует на целостность моих высказываний. Однако, с этим есть определенные проблемы. Галеристам зачастую сложно работать с подобными вещами. Пожалуй, поэтому все чаще в этом секторе сохраняются старые удобные схемы наподобие “я создал печать и буду штамповать ею свои листы до смерти”. Мне мало интересна такая схема, скорее меня интересует изнанка этого процесса, а именно стратегии брендирования в искусстве, которые делают его очевидным продолжением массовой культуры.

Spirit Intoxication_1

4

Интоксикация духа, 2015. Стремянка, гранит, винные бокалы, моющее средство, цепь, ролики. 300 x 250 x 70 cm

Как тогда происходит работа с галереями?

Отсутствие сформированного почерка либо сложность его идентификации влечет за собой проблему узнавания и, как следствие, часто снижения ценности. В принципе, я не стремлюсь к работе с галереями, у меня был такой опыт и, сейчас мне это не так интересно. Здорово, когда галерея обладает достойным статусом и может позволить тебе окунуться в твою практику, закрывая все финансовые вопросы. Зачастую, это не очень реально. Я знаком с разными молодыми и перспективными художниками и могу сказать, что большинство живет очень скромно, если не на грани выживания. В целом, галерейный бизнес очень сложный и изматывающий. Плохой бизнес вообще.

Каждый год в Европе появляется огромное количество молодых художников и новых площадок. Это похоже на эстраду, появляется новое имя, звезда и всё, что было раньше – меркнет на фоне.

В целом, состояние зыбкости для искусства нормально, ведь лиминальность лежит в его сути. Может быть сегодня Беларусь – есть самая подходящая платформа для его новой формы. А вообще печально, что искусство практически исключено из культурного дискурса страны. Похоже, что наше государство скорее тяготеет к спорту и упрямому рационализму. Наверное поэтому чиновники разъезжают на чопперах, организуют свои мотопробеги и военные парады. Это тяга к трактору или танку кажется действительно неискоренима. Дух механизатора в крови так и норовит оседлать железного коня и разорвать тишину первобытным ревом мотора…

Что с этим делать?

Нужно исключать себя. Формировать свои очаги альтернативной реальности, учиться говорить на качественно новом языке, взращивать совершенно новую независимую и автономную культуру. Да, это сложно, но также же как информационная гигиена, это просто необходимо.

Gravity

Искушение гравитацией2016. 3D сканирование, 3D печать, цепь, моющее средство.
105 x 56 x 30 cm

Как это делать? Unfollow?

Думаю, важно формировать свой мир и не смотря на позиции большинства расширять свой ореол. Ценить себя и работать над своими мыслями, анализировать и культивировать себя. Развивать способность чувствовать и стимулировать зеркальные нейроны. Я лично испытываю волнение, когда встречаю человека с подобным уровнем эмпатии. Здорово, когда возникают такие социальные энергетические очаги, когда люди находят друг друга и, что более важно, расширяют границы своих миров, тогда и возникают эти культурные центры, которые могут конкурировать с доминирующей силой.

Может проще идти борьбой на доминирующую? Подрывать ее?

Так я думал когда мне было лет 20 и мы играли какой-то cybercore. Я определенно ценю позиции активного сопротивления. Более того, я сам влеком ими на подсознательном уровне. К слову, именно этот факт заставляет меня переосмыслять их доисторические отголоски в моих, порой, достаточно агрессивных работах.

exooblivion4_jurashust

Экзо забвение, 2015. Гранит, яйца, подставки для яиц, бутылочное стекло, мотоциклетные шлемы «Cкорпион». 200 x 40 x 30 cm, 165 x 50 x 30 cm

Каково  место искусства в такого рода культурных очагах? Почему ты занимаешься искусством?

Искусство позволяет чувствовать тебя живым. Креативность – это процесс, что позволяет Жизни быть. И если ты исключаешь креативность, то ты перестаешь, в каком-то смысле, быть богом или ассоциировать себя с ним. Нет, я не о религии, скорее, о бесконечной вложенности и стремлению к познанию. Только потреблять – это странно. Зачастую, это безуспешная попытка заполнения тех пустот, которые не могут быть заполнены материальными вещами. Когда ты только потребляешь, то не можешь чувствовать себя реализованным. Конечно, можно по-разному реализовываться, творить добрые или не-добрые дела, бизнес развивать… Креативность – это импульс, который вызывает резонанс. Пожалуй, резонанс с другим человеком – это самое приятное, что есть в искусстве. Важен как раз процесс созвучия, круговорот и обмен энергией. В музыке этот резонанс достигается посредством звуковой волны в реальном времени, признаюсь, в визуальном искусстве мне этого не достает. Наверное, поэтому я пытаюсь скрещивать медиа и развить перформативные практики.

Что можно сказать про Академию в Генте?

Это такая структура, где ты волен делать практически всё, что угодно. Никто тебя не пытается контролировать или загнать в какие-то рамки. Ты сам в ответе за то, как расходуешь свое время. Высокая конкуренция очень эффективно мотивирует и определяет. В академии преподают состоявшиеся / живые художники, что имеет огромное значение. Там нет такого жесткого разграничения на “зрителя” и “художника”, зритель очень часто может быть гораздо образованней в художественном смысле. На фоне сильной традиции коллекционирования искусства, художники вызывают неподдельный интерес у публики. Вовлеченность в процессы искусства определяет социальный статус, это то, что в нашем регионе пока, в основном, определяется моделью автомобиля. Взаимодействие художник / зритель там можно сравнить с классическим рейвом, когда сцена по сути отсутствует и музыкант находится на одном уровне с танцполом.

noname

Без названия2015. Цифровое фото

Вряд ли мы сможем по пути квантового скачка преодолеть все те традиции, что уже Западом были пережиты…

Большой потенциал я вижу именно в информационной революции, которая сегодня активно меняет мир. Молодые люди гораздо более успешно оперирует теми объемами информации, которые доступны нам сегодня, что вызывает ярко выраженные аполитичные тенденции, на мой взгляд. Возможно, причина в устаревании политического аппарата как такового. В то же время, традиционная потенция протеста серьезно дискриминирована, как в случае определения “свядомы” которое обрело нарицательное значение. Эффект активной и часто успешной работы идеологического аппарата все чаще апроприирует оппозиционные ценности, к слову, эту же стратегию использует массовая культура. Вместе с тем мне кажется, что новое поколение формирует потенциал, который, мы еще не совсем готовы воспринимать. Понятие “прозрачности”, задаваемое цифровыми гиперсвязями, тенденции глобализма и децентрализации создают новый тип политики, который рано или поздно заявит о себе.

Faint Young Sun_1

Слабое молодое солнце2014-2015. Абсорбирующие полотенца, бирюзовый пигмент, сталь. 270 x 20 x 20 cm

Мы понимаем то, что связано сегодня с идеологией и политикой делается на показ. Это как бесконечные проверки в школах, которые по сути не имеют никакого отношения к качеству образования…

Нужно отметить, серьезный качественный рост идеологической пропаганды. Даже в контексте последнего мероприятия, а именно, празднования дня Независимости, я обратил внимание на то, что пропаганда в Минске выглядела вполне себе уверенно: «В лучах заката женщина и мужчина в народных костюмах держась за руки идут по пшеничному полю на обороте огромной цифры 3». В эстетическом смысле я не нашел там откровенного трэша, хотя сюжет заставил меня задуматься о многих парадоксальных вещах …

Видимо, в конце концов, они нашли себе адекватных подрядчиков, которые умеют печатать эти гадкие градиенты. Возможно, в какой-то момент, они начнут использовать и 3D, а там AR, VR и AI. Уже представляю себе сюжет празднования жатвы в виртуальном поле парка высоких технологий…

Ну в парке этом сидят наши с тобой ровесники, люди контекста и понимания..

Да, для них создаются вполне комфортные условия. На сколько я заметил, эта группа достаточно лояльно относится к нынешнему политическому режиму и системе в целом. Я всё меньше слышу критики в среде девелоперов и молодых работников it-сферы. Занятно, что этот базовый уровень комфорта затмевает даже вызревающую монархию.

Throwing Coins 4

Кидая монетки2012. Струйная печать на алюминиевой композитной панели. 65 x 65 cm

Что же делать тогда?

Выстраивать коммуникацию, нащупывать язык. Думаю, важно задевать аспекты, которые находятся на стыках различных дискурсов, конструировать не свойственную для современного искусства эстетику и, главное, не бояться пробовать новые средства. Конструировать такую эстетику, которая являлась бы релевантной тому уровню консьюмеризма, который мы наблюдаем сегодня.

Рассматривая подобные потребительские практики и их сценарии развития западной Европы, можно сказать, что культура потребления с её барами, ресторанами, молами и рейвами, неминуемо стремится и к потреблению искусства.

Newton's Cenotaph_1

Newton's Cenotaph_2

Кенотаф Ньютона, 2017. Зеркала, коробки для пиццы. Размеры варьируются

В твоих работах, преимущественный материал зеркало, отражающая поверхность, глянец.

Это то свойство, которым часто обладают статусные атрибуты: витрины, девайсы, покрытия автомобилей, все то, что привлекает людей и вводит их в некое оцепенение, транс отражения. Все наиболее привлекательные вещи так или иначе – зеркалят.

Мне нравится спекулировать этой эстетикой, доводить её до абсурда, выявляя глубину растворения в поверхности. Мои объекты словно находятся в агрегационной фазе, что лишает их обыденного статуса и позволяет им течь и быть чем угодно и где угодно, вне привычных конвенций. Словно реанимируя принцип духовности, я пытаюсь применять его к этой обездоленной материи.

irons

Крещение огнем2017. Деформированные утюги, 32 x 16 x 13 cm, 26 x 14 x 12 cm

Что сейчас является твоим главным интересом?

Это тема криптографии и потенциал тайны.

Я достаточно давно работаю с визуальным кодом, инфографикой и эзотерической иконографией. Меня привлекают различные принципы кодирования и декодирования информации. Мне интересно, как новое поколение оперирует этими процессами, как формирует понятие так называемой “прозрачности”. Есть хоть и не большой, но шанс, что молодые it-бизнесмены днём и ускоренные рейверы ночью инвестируют свою энергию в саморазвитие и самосовершенствование, нежели в приобретение очередного электромобиля.

4Y2A9800_2

Крещение огнем, 2017. Деформированные утюги, 32 x 16 x 13 cm, 26 x 14 x 12 cm

Вообще, термин криптография возник еще в древнем мире. Криптография активно использовалась в религиозном и научном контекстах, её использовали “еретики” для запечатления неуместных знаний. Очень часто криптография обслуживала потребности минорных, сектантских или политических групп, тайных обществ, позволяя им выживать в самые непростые времена. Cегодня криптография, как и в древние времена, очень востребована. Она сопровождает многие иллегальные процессы. Как раз этому аспекту посвящен проект над которым я сейчас работаю.

CULT16 ©

Фото: все изображения для материала были предоставлены Юрой Шустом. Заглавное фото: Илья Довнар ©.

Проекты, упомянутые в интервью:

  1. Кураторский проект Кестутиса Куйзинаса «Opening the Door?», центр современного искусства в Вильнюсе, Литва.

Больше о Юре Шусте: персональный сайт художника.

© 2018 CULT16. Использование материалов CULT16 разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. Блог может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.

 

Реклама